Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в
кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на
лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть
покрыта платком, косынкой или шарфом.
Мужчины перед входом в
храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках,
шортах, спортивной неопрятной одежде.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что
Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа
(то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен
Христом?" Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть,
выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на
милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие
"зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого
спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить
милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства
тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб
и т.д.
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ.
Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут
до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы
подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
Подходя
к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола
церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на
паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:
Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.
Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.
Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.
После этого подают записки, прикладываются к
иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и
страхом Божиим.
По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части
храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к
Царским вратам.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать
благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время
Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко
Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в
церковь.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.
Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.
Если
вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того,
чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами.
Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая
жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед
Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
По
возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного
хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения
замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и
высокомерного наставления в голосе.
Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
Во
время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно
сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей,
к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи,
болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя
думать о Боге, нежели стоя -о ногах". Однако нельзя сидеть, закинув ногу
на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить
вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии
нужно стоять.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать
за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили,
смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не
удается, следует выйти с ребенком из храма.
Нельзя входить в храм с животными и птицами.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.
Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ.
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это
не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к
которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?
Помните,
что уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за
неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайтесь не
выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче
наш...".
Завершением утреннего богослужения является выход
священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста
верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую
крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Попечение Святой
Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились
благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме.
Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с
благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с
молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его
святой дом.
ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИИ И ИХ СИМВОЛИКА.
Богослужебные одежды священнослужителей имеют разные
цвета, каждый из которых символизирует духовное значение события, в
честь которого совершается богослужение. Основные цвета богослужебных
облачений - белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, черный.
Перед богослужением при облачении
священнослужители читают особые, положенные уставом молитвы, в которых и
раскрывается символическое значение священных одежд.
В
праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков,
апостолов и святителей цвет облачения - царский: золотой или желтый всех
оттенков в связи с тем, что Христос -Царь Славы, а Его служители имеют в
Церкви полноту благодати высшей степени священства.
В праздники
в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти
святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый,
символизирующий особую чистоту и непорочность.
В праздники Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, символизирующий крестный подвиг Спасителя.
В
праздники и дни памяти святых мучеников принят темно-красный цвет
облачений в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась
свидетельством их пламенной любви к Господу.
В зеленых
облачениях всех оттенков празднуется день Святой Троицы, день Святого
Духа и Вход Господень в Иерусалим, так как зеленый цвет - символ жизни,
ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется
Святым Духом. В зеленых облачениях совершаются и богослужения в честь
преподобных, подвижников и юродивых, так как их подвиг, умерщвляя
греховные начала человеческого естества, не умерщвляет при этом самого
человека, а обновляет всю его природу и ведет к жизни вечной.
Во
время постов цвет облачений темный: темно-синий, фиолетовый,
темно-красный, черный, В черных одеждах обычно служат в будние дни
Великого поста.
Погребения, как правило, совершают в белых облачениях, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир.
Белый
цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления
(Крещения), Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует
собой Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий творение Божие.
Праздников
праздник - Пасха Христова - начинается в белых облачениях в знак
Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В
некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен
канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах
иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому "торжеству торжеств".
Пасхальная литургия, как все богослужения последующей Светлой седмицы,
совершается в красных облачениях, символизирующих победу "Солнца правды"
- воскресшего Господа Иисуса Христа.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ.
Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к
лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы
прикасаемся мысленно к этому лицу.
К иконам следует подходить не
спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды перекреститесь с
поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почтения к
изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным
знамением и поклонитесь.
В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.
Прикладываясь
к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги; Божией Матери и святых -
руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения
главы святого Иоанна Крестителя - волосы. Не следует целовать лик на
иконах.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц,
но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, чтобы не
задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:
"Господи Иисусе Христе, Оыне Божий, мя, грешного (ую)".
Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:
"Пресвятая Богородице, спаси нас".
Или следующую:
"Царице моя Преблагая, нодеждо моя Богородице, приятелище сирых и
странным Предстательнице, скоркящим рлдосте, обидимым Покровительнице,
зриши мою беду, зриши мою скорбь. Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко
странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иные
помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия утешительницы,
токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков.
Аминь".
Перед честным Животворящим Крестом Христовым читают сле дующую молитву:
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
Перед иконой святого :
"Святый угодниче Божий Николае (или великомученице и целителю
Пантелеймоне, благоверный княже Александре и т.д.), моли Бога о мне
грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми
твоими молитвами СПОДОБИТ достимь Царствия Невесного".
ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКОН В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
"Великую пользу доставляют нам святые иконы в деле нашего спасения.
1. Святые иконы благотворно действуют на все душевные силы человека:
а)
они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмот ные, не могущие
читать Святое Писание, по иконам понимают домостроительство нашего
спасения, усвояют себе историю Вет хого и Нового Завета и в особенности
жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже
напечатлеваются в душе через святые изображения;
б) святые иконы
в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них
изображенным, подвигают хрис тиан к усерднейшей молитве, усиливают
чувства умиления и со крушения о грехах;
в) святые иконы
укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел
примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников,
видом Страшного Суда и т.п.
2. Устрояя и лобызая святые иконы и
поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым,
изображенным на них. "Честь изображения, -- говорит святой Василий
Великий, - пере ходит к первообразу; таким образом, через почитание
святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых
Божиих.
3. Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявле
ния Его Божественной силы к нашему спасению: через них Он совершает
великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь
Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь
изливает через святые иконы благодать свою видимо, то тем более он
служит к нашему освя щению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо
действует через святые иконы к нашему спасению, то много надо иметь сме
лости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют
великого значения в деле спасения.
4. Где святые иконы, там
бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого -
злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если
святые иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем
более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что через
святые иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.
Заключим
нашу беседу словами святого Иоанна Дамаскина; "Прочь ты, завистливый
диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и через него
освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся
Его соеершенст-вию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его
Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не
захочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались
ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы,
происходящей от веры нашей. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный
демон"".
Доктор богословия архиепископ Сергии Спасский